В 201 году до нашей эры скифская цивилизация пала под нашествием хуннских племен. Придя в Хакасско-Минусинскую котловину, племя гяньгуней приумножило народный состав местного тагарского населения (динлины), в результате чего образовалась новая культура, которая получила название таштыкской (по раскопкам могильника на реке Таштык возле села Батени на Енисее). Археологическая культура железного века Южной Сибири (I в. до н.э.- V в. н.э.) богато представлена в Новосёловском районе. Стоянка древнего человека недалеко от села Куртак помогает теоретически восстановить жизнь людей могучей таштыкской культуры на последней стадии распада первобытнообщинных отношений.
Древний человек таштыкской культуры постоянно менял место стоянки в поисках топлива, поэтому основным жилищем стала кибитка на колесах, значительно лучше защищающая от ветра и мороза, чем промерзающие стены земляного или каменного дома, к тому же шатер удобен для срочной эвакуации имущества в случае набега.
При раскопках палеолитической стоянки были обнаружены наконечники дротиков и копий, каменные орудия. Многодневные хозяйственные и особенно военные походы играли большую роль в экономике таштыкцев в условиях возникновения системы приобретения путем систематического захвата запасов у соседей. Война была опасным, но доходным промыслом. Именно от таштыкских набегов китайцы построили знаменитую Великую Китайскую Стену. Подобно многим народам, таштыкцы прошли этап захватнической войны, вскоре сделав основным источником доходов обложение покоренных народов и племен данью.
Возле Куртака археологи нашли кости северного оленя, сибирского горного козла, бизона, саблезубого тигра и шерстистого носорога. Люди железного века – охотники на чудовищных мамонтов и сибирских носорогов. Основу хозяйства в таштыкскую эпоху составляло полукочевое скотоводство, разведение крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, коз и верблюдов. Олень становится верховым животным. Особым вниманием пользовалось коневодство, поскольку конь для кочевников всегда был основой бытия, о чем свидетельствуют предметы из погребений таштыкской культуры и многочисленные наскальные росписи.
Любопытно, что значительное распространение в таштыкскую эпоху получило разведение кур. Куриные яйца клали в могилы с погребенными. Найдены и специальные булавки с головками, на концах которых помещены объемные или плоские изображения петуха.
Развитие земледелия в таштыкскую эпоху тесно связано с широким применением железа, появляются железные проушные топоры, железные наконечники мотыг для обработки земли и серпы, наряду со значительно усовершенствованной мотыгой, служившей для взрыхления земли, применялись также сохи, в которые впрягались животные.
Так, Куртакские раскопки принесли всему Новосёловскому району мировую известность. Находки вызвали такой интерес, что в маленькой сибирской деревеньке уже дважды прошёл международный симпозиум, в котором принимали участие французы, канадцы, американцы, германцы, японцы и многие другие.